ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе.
Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором,
зам. директора школы в установленном порядке.
Основные задачи и содержание работы классного руководителя
- содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка,
- вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
- создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;
- помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
- содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;
- оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
- проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
- соблюдает права и свободы обучающихся; совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
Классный руководитель имеет право:
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;
- координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;
- разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся;
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
- участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
- создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди».
Классный руководитель не имеет права:
- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д., использовать оценку для наказания ученика;
- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово; использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель должен уметь:
- общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
- формировать свои воспитательные цели; спланировать воспитательную работу;
- организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;
- провести родительское собрание;
- пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.
Основные требования к работе классного руководителя
1.Помни о специальной направленности своей работы: коррекция дефектов развития в процессе воспитания личности ребенка, подготовка его к самостоятельной жизни и труду.
2. Воспитывай у учащихся целеустремленность, желание довести до конца начатое дело, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, коллективизм, аккуратность, бережливость и экономность.
3. Преврати свободное время ученика в чреду трудовых дел, полезных и необходимых классу, школе, родителям.
4. Закрепляй полученные детьми на уроках знания, умения, навыки в практической работе.
5. Учи детей правильно излагать свои мысли, читать доступные их пониманию книги, газеты, журналы, обсуждать увиденный кинофильм, спектакль, картину и слушать музыку.
6. Преодолевай в совместной деятельности с учеником бедность его словарного запаса, ограниченность его представлений об окружающем мире.
7. Развивай в процессе внеклассных занятий наблюдательность, умение устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях и событиях, видеть их причину и следствия.
8. Сделай правилом в работе с детьми проведение зарисовок, моделирование, изготовление наглядных пособий, художественных макетов и композиций, поделок из природного материала, простейших опытов, использование ТСО и обучение пользованию ими.
9. Изучай детей в процессе обучения и воспитания для выработки адекватных и эффективных форм и методов индивидуальной работы с каждым.
10. Добивайся необходимого контакта с учеником, доверяй ему, рассматривай причины его проступка и устраняй их, помогай ученику осуществлять хорошие замыслы, поощряй инициативы и самостоятельность.
Полезные материалы для работы классного руководителя
4. «Внеклассные мероприятия».
7. Сценарии школьных праздников ( театр - детям).
11. Школьные песни.