Задания, формирующие интерес к чтению
- Чтение
по ролям.
- Придумать
к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
- Составить
вопросы к тексту.
- Взрослый
читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребёнку
закончить чтение.
- Взрослый,
ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребёнка нет необходимых
знаний, предлагает найти ответ на него в тексте.
Упражнения для понимания смысла текста
- Словарная
работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
- Озаглавливание
текста.
- Деление
текста на части, составление плана.
- Определение
темы текста, главной мысли.
- Определение
типа текста.
- Подбор
иллюстрации к тексту.
- По
иллюстрации определить содержание текста.
- Составление
диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает
свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все
рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
- выборочное
чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
- Работа
по вопросам учителя, учебника или ученика.
- Чтение
для подготовки к пересказу.
- «Пропущенное
слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить
слово, подходящее по смыслу.
- Восстановление
логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет
разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
- Восстановление
текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается
на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание
можно усложнить, если, в конверт положить кусочки из других текстов или
смешать несколько статей.
- Распространение
предложений. В I - II классах
по вопросам учителя, в III
–IV классах самостоятельно.
- Фантограммы.
Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте
изменяется одно условие (герой, время года, место действий и др.). Ученики
фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение
рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых
написаны 2 – 3 фразы (одни и те же) . Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает
по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
- Составление
кроссвордов по тексту.
- Викторины
по одному большому произведению или нескольким маленьким.
- Мини-сочинения
с целью анализа характера или поступка героя.
- подбор
загадок к словам из текста.
- Подбор
пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Составление
ребусов к словам из текста.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения
- Артикуляция:
гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
- Чтение
труднопроизносимых слов
(демократия, экскаватор, эскалатор).
- Чтение
скороговорок.
- «Окончания».
Повышенное требование к чёткости окончаний слов. Упражнение длится не
более 30 секунд.
- Выделение
голосом то одного, то другого слова в предложении.
- «На
одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до
конца.
- Выборочное
чтение вопросительных и восклицательных предложений.
- Чтение
одного предложения с разной интонацией.
- «Эхо».
Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же
интонацией.
- «Ускорение».
Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и
силу голоса.
- Разметка
текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
- чтение
под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к
тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети
должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под
музыку.
- Чтение
по ролям.
- Чтение
по ролям без слов автора.
- Инсценирование.
- Дикторское
чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы
показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
- Конкурс
чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для развития техники чтения
- Чтение
вслух.
- Чтение
про себя.
- Чтение
жужжащее.
- Чтение
хором.
- Чтение
в темпе скороговорки.
- Чтение
«цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
- динамическое
чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным
увеличением количества букв в словах.
- бинарное
чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
- «Очередь».
Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
- «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя
скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети
про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился
учитель.
- .«Ловушка».
Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет
некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
- «Прыжки».
Чтение через слово.
- «Голова
и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его
находят и дочитывают все вместе.
- «Первый и последний». Чтение первой и
последней буквы в слове: первого и последнего слова на строчке, первого и
последнего слова в предложении.
- «Прятки».
Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов: с
ударением в конце слова и др.)
- Круговое
чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько
раз.
- «Кто
быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По
сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
- «Фотоглаз»:
а) на доске столбик
слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по
памяти называют прочитанные слова;
б) учитель
показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись кадру.
- «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста
через решётку.
- «Найди
меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые
слова. Их нужно найти.
- «Счёт
слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают
слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны
ответить после окончания работы.
- «Сканирование».
За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной
информации.
|