ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке. Основные задачи и содержание работы классного руководителя содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания; создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе; помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями; содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства; оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи; проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа; соблюдает права и свободы обучающихся; совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
Классный руководитель имеет право: получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей; контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи; координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах; разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся; приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение; участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы; вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности; создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди».
Классный руководитель не имеет права: унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д., использовать оценку для наказания ученика; злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово; использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка; обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель должен уметь: общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности; формировать свои воспитательные цели; спланировать воспитательную работу; организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час; провести родительское собрание; пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.
Основные требования к работе классного руководителя 1.Помни о специальной направленности своей работы: коррекция дефектов развития в процессе воспитания личности ребенка, подготовка его к самостоятельной жизни и труду. 2. Воспитывай у учащихся целеустремленность, желание довести до конца начатое дело, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, коллективизм, аккуратность, бережливость и экономность. 3. Преврати свободное время ученика в чреду трудовых дел, полезных и необходимых классу, школе, родителям. 4. Закрепляй полученные детьми на уроках знания, умения, навыки в практической работе. 5. Учи детей правильно излагать свои мысли, читать доступные их пониманию книги, газеты, журналы, обсуждать увиденный кинофильм, спектакль, картину и слушать музыку. 6. Преодолевай в совместной деятельности с учеником бедность его словарного запаса, ограниченность его представлений об окружающем мире. 7. Развивай в процессе внеклассных занятий наблюдательность, умение устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях и событиях, видеть их причину и следствия. 8. Сделай правилом в работе с детьми проведение зарисовок, моделирование, изготовление наглядных пособий, художественных макетов и композиций, поделок из природного материала, простейших опытов, использование ТСО и обучение пользованию ими. 9. Изучай детей в процессе обучения и воспитания для выработки адекватных и эффективных форм и методов индивидуальной работы с каждым. 10. Добивайся необходимого контакта с учеником, доверяй ему, рассматривай причины его проступка и устраняй их, помогай ученику осуществлять хорошие замыслы, поощряй инициативы и самостоятельность.
|