Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 19.08.2017, $TIM

"Колокольчики" 

Сайт Еньковой Н.В.


"Обучать - значит вдвойне учиться." Ж. Жубер.
Меню сайта
Категории раздела
Разные новости [47]
Регистрация
ЭОР
Моя малая родина
Каталоги сайтов
    УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы. ПроТема – софт для учителей День Победы
    Кнопочка сайта
      Новости образовани

        по русскому языку

        Памятка №1.
                Как готовить домашнее задание по русскому языку
        1. Начни с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. 
        2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 
        3.Прочитай задания к упражнению. 
        4.Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. 
        5.Выполни упражнение письменно. 
        6.Проверь всю работу. 

                                     Памятка №2.
              Правило списывания предложения или текста
        1. Прочитай предложение, текст. 
        2.Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать. 
        3.Прочитай внимательно каждое предложение. Запомни, как пишутся слова в предложении. 
        4.Списывай частями или целыми предложениями. 
        5.Проверь, правильно ли ты списал. 

                                Памятка №3.
             Как готовиться к изложению по учебнику
        1. Прочитай внимательно текст. 
        2. Выясни значения непонятных слов. 
        3. Определи основную мысль текста. 
        4. Разбей текст на части и озаглавь их. 
        5.Устно перескажи текст по плану. 
        6.Объясни правописание трудных для тебя слов.
         
        Схема разбора предложения.  
        1. Какое предложение по цели высказывания? 
        2. Какое предложение по интонации? 
        3. Распространённое оно или нераспространённое? 
        4.О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. 
        5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. 
        6.Разбираем группу подлежащего. 
        Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу. 
        7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. 
        8.Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему.

        ПАМЯТКА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ 

         

        Предложение.

        1. Предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны по смыслу. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

        2. Предложение выражает законченную мысль.

        3. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

        4. В конце предложения ставится знак  .  ?   !   или … 

        5. В предложении есть грамматическая основа (главные члены предложения)  – подлежащее и сказуемое.

         

        Текст.

        1. Текст состоит из предложений.

        2. Предложения в тексте связаны по смыслу.

        3. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.

        4. У текста есть части: начало, основная часть, концовка.

         

        Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

                 гласные                                    согласные

        А

        О

        У

        Ы

        Э

        Н

        М

        Л

        Р

        Й

        Б

        В

        Г

        Д

        Ж

        З

         

         

         

         

        Ъ

        Я

        Ё

        Ю

        И

        Е

         

         

         

         

         

        П

        Ф

        К

        Т

        Ш

        С

        Х

        Ц

        Ч

        Щ

        Ь

             Гласные звуки произносятся с голосом; воздух не встречает преград; можно пропеть; образуют слог (сколько в слове гласных, столько и слогов).

        Гласные звуки бывают ударными и безударными.

        Гласные 1 ряда – А, О, У, Ы, Э – указывают на твёрдость согласных.

        Гласные 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е – указывают на мягкость согласных.

        Я, Ё, Ю, Е – обозначают 2 звука, когда стоят после гласной, разделительного Ъ и Ь, в начале слова.

             Согласные звуки произносятся с шумом (глухие) или с шумом и голосом (звонкие); воздух встречает преграды: язык, зубы, губы; нельзя пропеть; не образуют слог.

        Согласная буква обозначает твёрдый звук, если после неё стоит гласная 1 ряда; она стоит в конце слова; после неё стоит другая согласная или Ъ; всегда твёрдые звуки обозначают Ш, Ж, Ц.

        Согласная буква обозначает мягкий звук, если после неё стоит гласная 2 ряда или Ь; всегда мягкие звуки обозначают Ч, Й, Щ.

        Парные (звон. – глух.) согласные: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

                      Например:   Ясень,  я – сень, 2 сл. [й` а с` э н`]

                                           я [й`а]-гл., уд.

                                           с [с`]-согл., парн., глух., мг.

                                          е [э]-гл., безуд.

                                         н [н`]-согл., непарн., звон., мг.

                                         ь – звука не обозначает.                                                   

                                         5 б., 5 зв.                                                                                                                                                

         

        Состав  слова.

        1. КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова, в которой заключён смысл всех однокоренных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

        Вода, водица, подводный, наводнение, водяной, половодье.

        Однокоренные слова – это слова, у которых общий корень и значение.

        2. СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

        Дом – домик, домовой, домище.

        3. ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

        Бежал – убежал, прибежал, отбежал, набежал.

        Приставка – часть слова, поэтому она пишется со словом слитно.

        4. ОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова. Не служит для образования новых слов. Образует формы слова. Чтобы найти окончание, надо изменить слово.Человек  , у человека , человеком .

                       Образец разбора слова по составу:

                    Сказ  – сказывать, рассказы, сказки, сказочный.

         

        Заглавная буква.

        1. С заглавной буквы пишется начало предложения.

        Осень. По небу плывут хмурые тучи.

        2. С заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей; имена сказочных героев, клички животных;

        Татьяна Павловна Комарова;  Морозко; попугай Кеша

        географические и астрономические названия;

        страна Россия, город Курган, река Тобол, улица Центральная, звезда Солнце, планета Земля

        названия кинофильмов, спектаклей, газет, пароходов, детских садов, театров и т.д. (для особой важности выделяются кавычками)

        книга ,,Маугли”, команда ,,Динамо”, театр ,,Гулливер”

         

        Перенос  слов.

        1. Слова переносятся по слогам. Ха-рак-тер. 

        2. Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

        3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

        4. Удвоенные согласные в середине слова разбиваются переносом. Кас-са.

                     Например, разделите на слоги и для переноса слова:

        Любимая, лю-би-ма-я, лю-бимая, люби-мая.                                                                             

        Орфограммы.

         

        1. ЖИ – ШИ пиши с буквой И,   ЧА – ЩА с буквой А,  ЧУ – ЩУ с буквой У.  жизнь, шина, часовой, площадка, чудесный, прищурил

         

        2. Буквосочетания ЧК,  ЧН,  ЩН,  НЩ,  РЩ,  НЧ  пиши без Ь

        девочка, ночной, мощный, барабанщик, сварщик, кончик

         

        3. Безударная  гласная в корне слова.

        Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным. 

        лиса – лисы, лесник – лес 

         

        4. Парная  согласная.

        Чтобы правильно написать парную звонкую или глухую согласную в конце и середине слова надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.  

        арбуз – арбузы, ошибка – нет ошибок, ловкий - ловок

         

        5. Ь – показатель мягкости согласных.

        Буква Ь – показатель мягкости согласных пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными. 

        конь, коньки, большой  

         

        6. Разделительный Ь (мягкий знак).

        Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных букв перед гласнымиеёюяи. Он показывает, что согласный и гласный не сливаются.   варенье, польёт, вьюга, семья, ульи  

         

        7. Разделительный Ъ (твёрдый знак).

        Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными её,юя.  отъезд, подъём, объявление

         

        8. Удвоенная согласная.

        Удвоенная согласная в корне слова – это две согласные буквы, стоящие рядом. Их нельзя проверить, а надо запомнить. 

        класс, рассказ, Россия, русский   


        Части  речи.

         

        1. ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?  

        (кто?) птица, человек, тигр

        (что?) дверь, метель, мир, питание, дружба

        Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.

        ОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают живые предметы и отвечают на вопрос КТО?

        (кто?) родители, второклассник, бабочка

        НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос ЧТО?

        (что?) учебник, мир, терпение

         

        2. ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

        дети (какие?) милые, славные, симпатичные, вежливые, внимательные

        Имя  прилагательное всегда связано с именем существительным. 

        (что?) гриб (какой?) красный,      (кто?) кошка (какая?) усатая,

        (что?) дерево (какое?) ветвистое,      (кто?) дети (какие?) вежливые

         

        3. ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

        комар (что делал?) летал, звенел,     комар (что делает?) кусает, изводит,

        комар (сделал?) укусил, усмехнулся 

         

        4. МЕЖДОМЕТИЕ – это часть речи, которая выражает разные чувства: радость, восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К междометиям нельзя задать вопрос.

        ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу 

         

        5. ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги с другими словами пишутся раздельно. 

        Гулял в_парке. Гулял в (красивом) парке. 

         

        Синонимы  и  антонимы.

        1. Синонимы – слова различные по звучанию, но близкие по значению.

        бегемот – гиппопотам, бежать – мчаться, красный – алый  

        2. Антонимы – слова с противоположным значением. 

        ранний – поздний, утро – вечер, вверх – вниз, кричать – шептать, громко – тихо            


        Архив записей
        Календарь
        «  Август 2017  »
        ПнВтСрЧтПтСбВс
         123456
        78910111213
        14151617181920
        21222324252627
        28293031
        Наш опрос
        По какому УМК вы работаете?
        Всего ответов: 354
        Прогноз погоды
          Статистика

          Онлайн всего: 1
          Гостей: 1
          Пользователей: 0
          Яндекс.Метрика
          Поиск
          -->

          Copyright MyCorp © 2017
          Енькова Н.В.